«Это вам кажется, что мы враги», или Об утрате четкой ориентации в духовном мире

«Это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей родины жило беспечальное юное поколение. Тогда-то в сердцах этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег…

 

 

И вышло совершенно наоборот. Легендарные времена оборвались, и внезапно и грозно наступила история», — писал наш гениальный земляк, уроженец Киева Михаил Булгаков в рассказе «Киев-город» о революции и гражданской войне. Да, «история наступила». И снова, уже в 2014 году она кровавым Молохом прошла по судьбам наших соотечественников. И оставила рубцы, которые залечить невозможно…

 

Украина оказалась на грани, или, скорее, за гранью гражданского противостояния, и, как это ни печально осознавать, тем полем, на котором реализуются геополитические стратегии мировых держав. Российская Федерация даже не скрывает своей агрессивной имперской сущности. Но и «демократический» Запад, похоже, уже примеряет тогу творцов Мюнхенского сговора 1938 года, ограничиваясь исключительно «санкциями». Приоритет бездуховного прагматизма, идеологического, экономического диктата главных фигур на мировой шахматной доске над духовными ценностями, человечностью становится страшной реальностью XXI века.

На нашей земле эта реальность обнажилась с особой силой. Об этой угрозе предупреждал покойный украинский философ, человек большой души Сергей Борисович Крымский: «Духовность — это ценностное домостроительство личности, если под ней понимать не только неповторимость внутреннего мира индивидуума, но и индивидуальную неповторимость нации, потому как она сама является исторической личностью. Это тот бесконечный путь к формированию своего внутреннего мира, который позволяет человеку не зависеть полностью от контекста, внешней жизни, то есть оставаться себе тождественным. А идеология — это классово искаженное сознание; настоящая духовность — служить другим людям».

И никакие идеологические постулаты, «выборы», «векторы» не оправдают глумления над человеком, человеческим достоинством, над судьбами родины, которое допустил режим Януковича, а сейчас допускает наш северный сосед, вначале без всяких сантиментов, при прямом попустительстве стран Запада, аннексировавший Крым и уже в течение многих месяцев ведущий целенаправленную подрывную террористическую «работу» в Украине.

Человек, если он остается таковым, а не превращается в животное, — существо вертикальное, его жизнь и смерть измеряются высотой ценностного восхождения. В данной трагической ситуации — восхождения тех, кто отдал и отдает на наших буквально глазах жизни ради нашего будущего, будущего наших детей. И именно духовность, а никак не идеологии и программы партий, становится альтернативой небытию, хаосу, в которые скатывается мир. Ситуация усугубляется тем, что «горячих точек» на карте мира становится все больше: Сирия, Афганистан, Ирак, Израиль и сектор Газа, Ливия, Нигерия… И Украина, к сожалению, находится в авангарде данных процессов.

Но тут речь идет не о простом противопоставлении, противостоянии Добра и Зла, о торжестве принципа «Или-Или». Выбор Человека не означает присоединение к какой-либо Альтернативе, к какой-либо политической силе. Он должен найти в себе силы перебороть силы Зла, перебороть, в том числе, и в самом себе, а также посмотреть на свою жизнь с высоты птичьего полета. Все ли я сделал для того, чтобы в Украине не лилась кровь? Этот вопрос может задать себе любой из нас. «Молитва поэта во время гражданской войны может быть только за тех и за других: когда дети единой матери убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев… Мир строится на равновесиях. Две дуги одного свода, падая одна на другую, образуют несокрушимый упор. Две правды, два принципа, две партии, противопоставленные друг другу в устойчивом равновесии, дают точку опоры для всего здания. Полное поражение и гибель одной из партий грозит провалом и разрушением всему зданию», — писал выдающийся поэт, мыслитель и художник, уроженец Киева Максимилиан Волошин в «России распятой» (май 1920 г.) …

В данном случае мы говорим сегодня о «здании», которое и называется без всяческой патетики: Родина, Украина — от Полесья до Крыма, от Закарпатья до Луганска. Которую защищают ее сыны и дочери. «Вы меня считаете белым, а я вас считаю красным. Это кажется, это вам кажется, что мы враги. На самом деле мы гибнем вместе», — писал в 1922 году русский писатель и критик Виктор Шкловский. Мы просто не имеем права окунуться в пучину гражданского противостояния, потомки нам этого не простят. В гражданском противостоянии, когда гибнут мирные жители, нет четкой маркировки: свой — чужой. «Ярость правоты», как говорил Сергей Крымский, — также только усугубит ситуацию. …

Нам никуда не деться от того факта, что политические партии присутствуют в нашей жизни. Хотя трагедия Майдана показала, что гражданское общество оказалось на высоте человеческого духа и не требует никаких «гарантов», с каких бы политических «баррикад» они ни приходили. И дай Бог, чтобы невиданный взрыв самоорганизации, настоящего, а не квасного, патриотизма наших сограждан не превратился в пустой звук… Государственная машина пока что плетется в хвосте, гражданское же общество показывает уникальные примеры взаимопомощи. Отнюдь не утратили актуальности резкие слова того же Максимилиана Волошина: «Дух партийности мне ненавистен, так как всякую борьбу я не могу рассматривать иначе, как момент духовного единства борющихся врагов и их сотрудничества в едином деле».

Сейчас на всем украинском политикуме лежит огромная ответственность. Чистить авгиевы конюшни преступного режима Януковича (его клевреты никуда не делись, лишь перебежали в какие-то иные партии и фракции) придется всем без исключения... «…В гонитві за владою ми забули про ту величезну організаційну роботу, яка стояла перед нами. Потягнувшись догори, ми занедбали основи і будувалися просто в повітрі, починаючи будинок з даху, а не з підвалин… І от поки тут, в Києві, в центрі, меткі та промітні люди робили політичні й партійні кар'єри і тішилися часто проблематичними, бо тільки на папері, здобутками — там, на місцях, у селі, все потроху вислизнуло з наших рук; там пішла руйнація всього економічного та культурного надбання; там почав гору брати більшовизм, такий принадний як на примітивну психіку людей…», — писал украинский писатель и литературовед Сергей Ефремов о причинах поражения УНР во время Национальной революции 1917–1921 годов. Вчитаемся в эти слова, разве они утратили актуальность?

В данной ситуации нельзя забывать и о роли интеллигенции. «Сила интеллигенции — не в intellectus, не в уме, а в сердце и совести», — отмечал выдающийся русский писатель и философ, потомок запорожских казаков Дмитрий Мережковский. Хочется спросить эту самую украинскую интеллигенцию, вне зависимости от взглядов и политических пристрастий — где же вы, мастера слова, кисти?.. Где ваш голос? Почему мы слышим лишь малую толику того, что хотелось бы услышать из ваших столь велеречивых в мирные годы уст?

Мы пришли к той черте, когда «Грядущий Хам», Князь мира (в обличье лидера соседнего государства, хозяина Кремля) ощутил свою силу, а всевластие его перешло границы, за которыми уже отчетливо видна Бездна. «Хамская природа принципиально не может быть чьей-то — русской, немецкой, африканской, царской, фашистской или большевистской… Хамство возникает во всякой культуре — и именно там, где намечается ослабление, потеря четкой ориентации в духовном мире, истощение „метафизической почвы“… Ни одна культура уже давно не способна на духовно энергичные жесты. И чем меньше на это она способна, тем с большей завистью она глядит в мощную спину Уходящего Хама и — вот уже начинает бежать за ним, по-старчески охая и возмущаясь», — писал известный русский писатель и литературовед Павел Басинский в статье, посвященной Дмитрию Мережковскому, автору удивительно провидческого эссе «Грядущий Хам», написанного в разгар Первой русской революции, в 1906 году. В этой цитате наиболее важно то, что мы, и это касается всех без исключения жителей планеты, весьма близки к той черте, за которой наступает окончательная «потеря четкой ориентации в духовном мире».

Фото Reuters

 

Хочется закончить свое несколько эмоциональное эссе цитатой, которая должна открыть глаза тем людям, которые еще не разучились думать: «Нет красоты в лицах, искаженных злобой политической. И красивы лица, горящие негодованием человеческим. Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатство бытия. Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее. Довести политику, как таковую, до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии — вот что должно быть нашим регулятивом, вот хотение наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение есть освобождение от политики... Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей». Эти слова принадлежат еще одному нашему знаменитому земляку, уроженцу Киева, религиозному и политическому философу Николаю Бердяеву.

Сергей Махун.

 

Вперше опубліковано у «Дзеркало Тижня»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *